ЗОЖ и садомазохизм.

Прежде всего надо отличать садомазохизм, как мы его привыкли воспринимать из культурно-киношной подачи ( сексуальная перверсия основанная на получении сексуального удовольствия в результате само-разрушительных действий), и садо-мазохистический характер.

Еще Фрейд в начале зарождения психоанализа отметил, что есть так называемый «моральный садомазохизм».

Здесь мы имеем склонность человека, семьи, сообщества и даже целого народа терпеть определенные страдания за обещанное благо в будущем.

В основе динамики садомазохизма лежит идея страдания ради будущего. 

Здесь страдание ради идеи.

Садомазохизм в целом очень присущ приматам: самке приходится терпеть в процессе вынашивания, родов и вскармливании потомство. Кроме того, кто-то кого-то очевидно ест в буквальном смысле этого слова.

Садо-мазохизм определенно присущ материнству. Мать терпит от ребенка ( и декламированное  «суси-пуси» только подчеркивает что-то тщательно скрываемое и вытесняемое). Мать приучает ребенка к культуре и определенному поведению. Приматы, следовательно, человек ,– социальные существа, и существование в обществе требует выполнение условностей культуры. (по Нэнси Мак Вильямс).

Младенцу в стае шимпанзе дозволяется все, даже дергать за хвост самого старшего самца, пока младенец не стал проявлять признаки сексуальной готовности. И тогда его самым жесточайшим образом начинают прессовать и воспитывать. (Роберт Сапольски)

Садо-мазохизмом наполнена жизнь народа, условно объединившего то, что сложилось и осталось в границах российской империи. Этому способствует погода (мы всегда ждем чего-то лучшего, теплого и сытого, конца мороза или засухи, голода или набега), этому способствует религия и культура, впитавшая от христианства прежде всего идею страдания в отличие от романо-католической, протестансткой и даже ортодоксально-греческой культур), особенности сложившегося правления на протяжении множества веков. С этой идеей всех заинтересованных переадресую к книге Даниэла Ранкур-Лаферьера «Рабская душа России» с довольно громким названием, но лишенной политического в смыслах, и основанной на психоаналитическом изучении привычек нашего народа. Издание редкое, в цифре не отлитое, поэтому для обретения и прочтения придется «пострадать».

Итак, садомазохизмом разных оттенков и смыслов наполнена наша жизнь, и не стоит соотносите этот термин исключительно с утехами  Захер-Мазоха.

Теперь вкратце о признаках садо-мазохистической динамики:

  • Страдание ради идеи (морализация)
  • Саморазрушительное поведение (отреагирование аффективных импульсов)
  • Отсутствие критики своих действий или реальности (отрицание)

Садо-мазохистическая личность похожа на депрессивную, но с трудом переносит одиночество. Именно садо-мазохистическая личность залипает в зависимых и разрушительных отношениях ( бей, унижай, изменяй, пей, гуляй на сторону и пускай по ветру все наше состояние, но не бросай меня). В отличие от депрессивных садо-мазохистические личности не приживутся  в должности лесника или смотрителя маяка, им нужна семья или отношения. Эти отношения наполнены зависимостью и страданием.

Страдая от другого, этот человек легко провоцирует и организует страдание более слабого и зависимого от него.

Такими объектами  становится дети и морально зависимые родственники.

Ни одна диета , ни одно самоограничение в питании, ни одна телесная практика, как только переходят рамки разумного, не обходится без садо-мазохистической динамики.

Теперь подробнее о тестах на аллергенность, программах подбора продуктов на основании анализа крови и ограничении в продуктах ( сахаре, углеводах, муке, глютенах, мясе, и о прочем), что как правило становится поводом перехода семьи на ЗОЖ-проект.

Большинство раскрученных, разрекламированных и уже ставших привычными в нашей действительности различных гемотестах являются по сути научно не подтвержденными методиками. Об этом подробная статься на сайте кафедры иммунологии и аллергологии Волгоградского государственного медицинского университета под названием «Заработок на пищевой аллергии», автор Павел Несмиянов. Цитирую: «Опираясь на результаты лживых тестов, многие люди беспричинно ограничивают себя и своих детей в необходимых пищевых продуктах, скажем в молоке или овощах и фруктах. Если взрослых может быть не особенно жалко, то ограничение диеты у детей может вызвать реальные проблемы с их ростом и развитием, не говоря уже о снижении качества жизни (например, при посещении различных мероприятий, где ребенка будут окружать «аллергенные» продукты, к которым он не сможет даже прикоснуться в то время, как дети более разумных и не обманутых врачом родителей будут наслаждаться вкусняшками).»

Но научные статья,ка понимаете,  не повод усомниться в идее ( которая чаще принимает форму идеологии) для человека с основной психической защитой отрицание.

У многих мамочек, увлеченных ЗОЖ питанием и оздоровлением в анамнезе есть строгая, стерильная, не отражающая эмоций ребенка мать. Такую мать психоаналитики называют «белым зеркалом» или «не-отражающим зеркалом».

Это легко понять: мать, которая эмпатична и не отгораживается от эмоций ребенка, с трудом может следовать по собственному выбору и желанию строгим ограничениям , как себя, так и ребенка, конечно.

В процессе развития ребенка у такой матери происходит сильнейшее расщепление психики на Я«идеального» и Я «теневого», которого надо стыдится. Я спонтанное, живое, с большими ушами, с кривыми ногами, с незрелой кожей, это Я невозможно, не признается и не имеет шансов вырасти в целостное и жизнеспособное «Я».

Я «теневое» подвергается атаке, его надо бесконечно улучшать и исправлять. Я «идеальное» подсказывает многочисленные «техники» для такого улучшения. Одна из «техник» – элементарный отказ от еды с целью сброса веса. Ведь удлинить ноги, изменить форму носа самостоятельно трудно, а вот контролировать вес – самое легкое и доступное, что первым приходит в голову. ( Близко к тексту в тезисах цитирую  лекции Николь Шнакенберг «Стыд и Идентичность»)

Самой очевидной и не скрываемой целью  всех ЗОЖ проектов является не оздоровление и не здоровье как таковое , а ВЕС: сбор веса, контроль веса и контроль форм. Так ЗОЖ становится формой закомуфлированной диеты, а по сути анорексии : отказа от еды с целью сброса веса. Здесь нельзя не вспомнить слова Деборы Блэссинг о формировании не-впускающих защит на семинаре «При чем здесь еда?»- это тема для отдельного рассказа.

Кроме садистических мам в анамнезе ЗОЖ сторонников есть часто неоплаканные и незалеченные психические травмы: смерти и болезни родственников от рака, от диабета, угроза унаследовать эти заболевания в родительской линии.

Психосоматическая природа этих заболеваний отрицается, исключается. Легче и доступнее отыгрывать тревогу в поведении: лишать себя субстрата «плохой» матери, «плохих» родственных связей, токсичных семейных сценариев, метафорой  которых , конечно, были  для ребенка всегда и остаются часто во взрослом возрасте ЕДА.

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.