Я не виноват!

Я не виноват!

‌Очень часто мы слышим в беседах верующих людей фразы: “это искушение”, “бес попутал”, “меня направляли какие-то мистические силы”, и далеко не всегда это произносят с иронией. Такие же формулировки объясняющие причины поступков часто слышат и психологи, к которым обращаются за консультацией люди, констатирующие свою религиозность. И вроде бы нет в этих словах ничего догматически неверного, мы верим в существование невидимого мира и его на нас влияние. Но когда подробно разбираешь с клиентом ситуацию, которую он изначально преподнёс как мистически обусловленную, проясняется, что за краткостью этих формулировок скрывается много земного, и часто нездорового, а вовсе не потустороннего. Ответственность, совесть – такие правильные, красивые понятия. Всегда ли мы берём на себя ответственность за свои слова и действия? Всегда ли умеем расслышать голос совести, или бывает так, что мы прячемся за спинами духовника, Ангела Хранителя, или бесов, тогда когда не готовы отвечать за свои действия перед самими собой, перед людьми, перед Богом? Как феноменолог и многодетная мама, если я слышу эти фразы, я сразу думаю о дошкольном детстве, о том возрасте, когда ребенку в сложных ситуациях жизненно необходимо спрятаться от невзгод на руках у сильного родителя. И вот вопрос: что является действительно угрожающим для тех, кому часто удобно объяснять происходящее с ним силой воздействия неведомого и мистического. Приведу пару типичных примеров. Семейная консультация.

‌Супружеская пара, юридический брак заключён два года назад, а вот до таинства венчания всё как-то не доходят, она сильно страдает от этого, не чувствует полноты в супружестве не осенённом церковным таинством, он рассказывает о причине невенчанности: “Как только я решаю, что пора, мы сразу же ссоримся из-за какой-нибудь глупости, ерунды, будто нам кто-то препятствует, а недавно собрался заехать в храм и договориться о венчании, чтобы до начала поста успеть, и такая слабость навалилась, еле до дома добрался. Это какая-то мистика, меня остановили. Может нам и не надо венчаться, я верю что Господь меня хранит от бед.”

‌Родительская консультация. Многодетный отец обратился с вопросами о взаимоотношениях с дочерью-подростком, в ходе беседы спрашиваю его: “А что Вам совесть подсказывает, как лучше поступить?” На что успешный сорокалетний мужчина отвечает: “Ой, ну что Вы, какая совесть, я стараюсь никакую совесть не слушать, она неизвестно куда заведёт, я привык действовать по благословению, что скажут то и делать, собственной совести я не доверяю”.

‌Вот такие “взрослые” люди. Вероятно, вам тоже такие встречались.

‌ Фредерик М. Хадсон (цит. по “Экзистенциальный анализ” #8. Бюллетень 2016) перечисляет следующие качества присущие взрослости:

‌-имеет высокий уровень доверия к себе и понимание себя;

‌- интересуется другими и может объективно слушать их;

‌- способен адекватно выражать собственные чувства;

‌-способен выражать благодарность и одобрение;

‌- способен отличить важное от неважного;

‌- имеет знание и авторитет, не скрывает свои достоинства;

‌- умеет высказывать и принимать критику;

‌-снова и снова задумывается о смысле своей жизни;

‌- старается находить правильные решения для проблем и не перекладывать эту задачу на других;

‌- умеет кооперироваться с другими и работать в команде;

‌- уделяет внимание тем жизненным ритуалам, которые дают опору;

‌- ориентирован на будущее;

‌- умеет радоваться достигнутому и следить за тем, чтобы радость в жизни не была слишком кратковременной;

‌- устанавливает близкие отношения, как любовные, так и дружеские;

‌- способен сказать “нет”;

‌- способен к компромиссам, но не является конформистом;

‌- готов к переменам;

‌- всегда ставит под вопрос сложившийся status quo;

‌- не боится совершать ошибки, а также терпимо относится к ошибкам других;

‌- постоянно находится в поиске новых ресурсов и новой информации, помогающих справляться с вызовами каждого жизненного цикла.

‌По-моему, исчерпывающе! Человек перестает быть человеком, если не хочет понимать того, что с ним происходит. Существуют три ситуации, когда в нас проявляется подлинно человеческое: когда мы пытаемся понять происходящее, когда мы судим о происходящем согласуясь с совестью и когда совершаем действия опирающиеся на наше понимание. Невозможно просидеть у кого-то на ручках до самой гробовой доски, рано или поздно придётся давать самостоятельные ответы на те вопросы, которые задаёт жизнь. Господь подарил нам свободу, но у нас “нет свободы не решать” (Карл Ясперс). Что такое свобода? Быть свободным означает, что я принимая решение и исполняя его, отдаю себе отчёт во что я вовлекаюсь, что я “ставлю на карту”. Действуя свободно, человек не прячется под чужим именем, на происходящем со мной стоит моя печать, в его чертах мой неповторимый почерк. Будучи свободным, я не могу переложить ответственность за свои поступки на других. Свобода и ответственность – две стороны одной медали. Быть свободным, означает сделать выбор, решиться, самому стать причиной и автором своим поступкам. И собственно задача по-настоящему взрослого человека в добросовестном формулировании ответов на запросы жизни, это и есть ответственность. В то же время, ответственность, это выражение моей привязанности к человеку или к идее, мера, в которой я беру на себя ответственность, показывает насколько мне дороги эти отношения. Быть ответственным, значит любить, это работа во имя того, что мне ценно, что я люблю. Вспомнились слова Адама: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.” (Бытие, глава 3, ст. 12) – первое, что сделал Адам после грехопадения – ушёл от ответственности, и Бог виноват, и жена.

‌А что же такое “совесть”? Открываю учебник Экзистенциального Анализа: “Совесть – это интуитивное чутье в отношении того, что исходя из иерархии ценностей в данной ситуации было бы правильным, хорошим. Совесть – чутьё в отношении согласованности, соответствия между собственной сущностью и ценностями о которых идет речь в данной ситуации”.

‌А теперь святитель Игнатий Брянчанинов: “Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.

Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.

Труднее обольстить совесть, нежели ум.

И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.

Совесть — естественный закон”. (Аскетические опыты, т.1)

А мы боимся голоса совести, нам удобнее жить “по благословению”, игнорируя инструмент, самый точный компас данный нам Богом. Конечно, у каждого отказа взрослого человека от ответственности, от слушания собственной совести своя сложная история, чаще всего уходящая корнями в детство, в травмы, двух одинаковых историй нет и быть не может, но как здорово, если получается на это посмотреть. Человеку необходимо себя знать! Снова цитата: “Знакомством с самим собой – очень полезное знакомство. И весьма интересное. А ведь многие люди проживают всю жизнь, так и не встретившись, не познакомившись с самим собой. Этот момент связан с покаянием. Но это не то, о чем, как правило, думают далекие от церкви люди. Не нарочитое и тупое самоуничижение, а – последняя и мужественная правда о себе самом. По-гречески покаяние – метанойя – изменение ума.

После него человек совершенно по-новому начинает смотреть на самого себя… . И еще – эта правда открывает доселе неизведанный вечный, но абсолютно реальный, наполненный жизнью мир, прекрасней и поразительней которого нет.”

(Митрополит Тихон (Шевкунов)

Желаю нам всем встретиться и познакомиться с собой, это будет здорово!



источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.