Теория ролей Мида

Все мы актеры театра под названием жизнь. Каждый начинает играть роль, еще даже не осознавая этого. Родившись, мы уже чьи-то дети, внуки, правнуки. Это наши первые социальные роли, о наличии которых мы и не подозреваем, но уже обучаемся. Количество ролей увеличивается с годами. Как эти роли влияют на нас? И можно ли не играть? Этими вопросами озадачился в начале 20 века американский социолог и социальный психолог Джордж Герберт Мид в своей теории ролей.

Ученый считал, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. И человек в своей жизни никогда не остается “просто человеком”, а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов. Развитие психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций. Таким образом социализация человека – это формирование его социальных ролей.

Ролевая теория личности Мида стала в науке того времени неким противопоставлением бихевиоризму, сторонники которого рассматривали человека исключительно с биологической точки зрения, как набор реакций на внешние и внутренние стимулы, недооценивая социальное влияние. Поэтому Мид, с целью подчеркнуть сходство и различие двух концепций, сам называл свою теорию «социальный бихевиоризм».

Но что нам дают эти роли и можно ли обойтись без них? Социальная психология доказывает, что, живя в социуме, не играть нельзя. Мы делаем это неосознанно подстраиваясь под ожидания от нас других людей. Мид считал, что учимся мы этому с раннего детства, как только начинаем осознавать себя отдельной личностью. Именно в зависимости от ожидания и от прошлого опыта дети по-разному играют в одни и те же роли.

К примеру, ребенок, от которого родители ждут только отличных оценок будет играть роль ученика иначе, нежели ребенок, родители которого не предъявляют жестких требований к успеваемости. И примеров таких ожиданий в нашей жизни – тысячи. Мы являемся совокупностью своих социальных ролей. И у каждого из нас есть своя индивидуальная манера игры.

И, возможно, у нас бы вообще не было психологических проблем, по мнению социальных психологов, если бы не ролевые конфликты.

Дело в том, что любая роль имеет структуру, суть которой состоит из трех компонентов: как нас видит общество, как мы видим сами себя, как нас видят те, кто занимает одинаковый с нами статус. В случае рассогласования этих компонентов возникают ролевые конфликты.

К примеру, мама ребенка, являясь его учителем в школе или университете вынуждена выбирать между двумя ролями: мамы и учителя.

Или хорошо известный пример из советского кинематографа, когда работник полиции должен выбирать между выполнением своего должностного долга и проведением ареста близкого друга.

Прожить жизнь без ролевых конфликтов невозможно. Однако, разрешать их с другими людьми или внутри себя самого, мы учимся в процессе социализации. Кстати, Мид был первым, кто обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на взгляды многих выдающихся отечественных и зарубежных психологов в данной области. Большое внимание ученый уделил и значимости сюжетных игр, в которых дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила. Положительный эффект от таких игр впоследствии был подтвержден и детскими психологами.

Таким образом, как бы зависимы мы не были от социальных ролей и конфликтов, все же варианты их исполнения за нами.

Ну а если вы актер исключительно драматических сюжетов или ролевой конфликт вам кажется неразрешимым и мешает жить, возможно, необходима помощь психолога. И в результате нашей совместной работы, ваш жизненный театр начнет приносить вам радость.

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.