Психика как матрешка

Психическое устройство человека по форме напоминает матрешку – когда один слой реальности скрывает под собой другой, тот, в свою очередь третий и так далее до тех пор, пока не будет достигнут предел рекурсии. На самом же дне этого колодца лежит особое психическое образование, которое в разных психотерапевтических модальностях называется по разному.

Психоаналитики называют это эдипальной ситуацией, символической кастрацией или центральным фантазмом; феноменологи – изначальным сознанием; гештальт-терапевты, насколько я знаю, никак не называют, но могли бы обозначить это как базовая конфлюенция.

Психотерапевтическая работа, исходя из этой модели, строится вокруг обратного разматывания клубка психических наслоений и исследования того, как более глубокий слой психической реальности определяет функционирование последующего. В ходе этой работы сознание наблюдателя, то есть агента самости, способно перемещаться между условными “слоями” и, тем самым, менять свою позицию по отношению к происходящему.

То, что казалось самоочевидным и естественным на оном уровне, становится частью более широкого контекста и вызывает много вопросов на другом. Этот процесс можно назвать “выходом из слияния” с той картиной мира, которая ранее целиком определяла функционирование субъекта, а теперь становится одним из вариантов его потенциальности.

То же самое можно описать с помощью модели психических защит. Каждая из них, а точнее, комплекс из них, обслуживает определенный психический конфликт. Допустим, поляризация реальности на “черное и белое” обслуживает неспособность выдерживать неопределенность. Если в этом месте сохранять позицию наблюдателя и не попадать в отыгрывание, можно обнаружить более “глубокий” слой психической реальности , связанный, например, с сепарационной травмой и так далее и так далее.

Психотерапия, по сути, поддерживает этот процесс созерцания, в ходе которого для субъекта становятся доступными ранее неявные конструкции его психического аппарата.

Самое интересное, что этот процесс можно также описать, пользуясь представлением о феноменологической редукции, поскольку она не только предполагает “вынесение за скобки” любого опыта, не имеющего отношения к ситуации здесь-и-сейчас, но и ставит своей задачей поиск того, что внутри меня самого определяет каким именно образом работает мое текущее восприятие.

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.