Про Школу, цели и метод

Дискуссия вокруг статьи “Абъюз за дньги” принесла интересный вопрос, не ответить на который после лестного отзыва  я не могу, а ответить «в двух словах» не получилось, да и получилось ли – это еще вопрос… Я выношу свой ответ сюда, рискуя не добавить понимания замысловатой теории Лакана, ибо ухватить её без погружения собственным телом, на мой взгляд, крайне затруднительно.  Но все равно, за вопрос, предоставивший мне возможность высказаться, и проявленный к Школе Лакана интерес моя огромная благодарность вопрошающему (привет, Рисующая_на_стекле)! Итак

Вопрос: «Впервые узнала о школе Лакана из вашей статьи. Почитала в инете. Ничего не поняла, какой-то замысловатый набор терминов. Можете ли в двух словах об этой школе? Целях и методах?»

Лакановская Школа по сути – “ассоциация асоциальных”. Это меткое выражение принадлежит Жак-Ален Миллеру, зятю, наследнику и официальному толкователю трудов Лакана. В нее входят психоаналитики из разных стран, избравшие своим ориентиром теорию Жака Лакана, призывавшего придерживаться одной цели – возвращать изначальную практику, основанную Фрейдом под именем психоанализа, к тем обязанностям, которые ставит перед ней современный мир, «отсекая при помощи неусыпной критики те отклонения и компромиссы, что замедляют ее прогресс и опошляют ее применение» (см. Письмо о роспуске Парижской школы фрейдизма от 5 января 1980 г.).

Среди последователей Фрейда со временем оказалось немало таких, которые в развитии его идей отдалились от основателя настолько, что утратили связь с базовыми конструктами, другими словами, стали причислять к психоанализу то, что к психоанализу никакого отношения не имеет. Столкнувшись с этими противоречиями, Лакан провозгласил – «Назад к Фрейду!». Но и теми, кто в последующем взял на себя труд и смелость интерпретировать сказанное Лаканом, часто совершались и совершаются  ошибки такого же рода – «отклонения и компромиссы», сводящие на нет психоаналитическую мысль Лакана, и сказывающиеся не лучшим образом на клинической практике. Лакановская школа, как учреждение, «приглядывает» за деятельностью тех, кто назвался «психоаналитиком лакановской ориентации» через работу картелей, клинических ателье, конгрессов, практику супервизии и публикации в специализированных изданиях, а самое главное – опыт личного анализа, сконцентрированный в процедуре пасса. Принадлежность к Школе это своего рода «знак качества» на клинической практике психоаналитика.

Теперь о методе. Собственно, метод тот же, что применял Фрейд – свободные ассоциации. Лакановский психоанализ это речевая практика. Любая психологическая практика основана на речи, однако для речи обратившегося с запросом многие техники оставляют несколько минут в конце встречи – так называемая «обратная связь». Метафорические карты и архетипы, песок, краски и пластилин, гипноз и расстановки, игры и упражнения, всё это – инструменты, запускающие речевой процесс. И тут, как говорится, дело вкуса. Важно кто говорит. В психоаналитической практике слово – главный инструмент, оно может изменить жизнь, когда обращено к тому, кто умеет слышать, оно лечит страдания души и тела, когда смещаются акценты. Лакановский психоаналитик создает условия для речи того, кто пришел к нему в кабинет, того, кто страдает и нуждается в его участии. Акты аналитика, его вопросы, его молчание, а в особенности изобретенные Лаканом остановки психоаналитических сессий, адресованы субъекту бессознательного. И в этом неспешном движении от разрыва к новой встрече, от сказанного к познанному, от боли к новым возможностям, желающий знать приближается к истине в поиске ответов на вопросы:  Кто я? Почему я страдаю? Чего я хочу на самом деле?

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.