Про Россию, созависимость и… кота!

Если обратиться к недалекому историческому прошлому нашей страны, то без труда можно проследить как социо-культурные изменения оказали влияние на  формирование созависимого поведения. Такие  события, как революции и войны, не могли пройти бесследно для менталитета людей, живущих в России.

Когда меняется привычное устройство мира;  утрачены основы, на которых раньше держался уклад жизни; порушены ценности, на которых базировалось мировоззрение, человек погружается в хаос и вынужден формировать новую систему приспособлений для выживания в новых условиях.

Как, например, справляться с  бесконечными двойными противоречивыми посланиями на макроуровне?…. Когда рефрен “мы единая партия” тут же сопровождается репрессиями 1937г.; провозглашение прав и свобод человека существует наряду с насильственным склонением к участию в колхозах; лозунг “все люди братья” не отменяет, а даже наоборот – поощряет- соседские доносы?

Все это порождало страх, недоверие, настороженность и влияло на формирование отношений между людьми.

На индивидуальность не было ни времени, ни возможности. Люди могли жить в однокомнатной квартире 3-4-мя поколением одновременно. Сосуществовали по несколько семей в коммунальных квартирах, где ходили в душ и готовили на кухне по расписанию.

О каких личных границах могла идти речь? Как вобще переживать эту невыносимсть?

Напомощь приходил алкоголь. С ним было легче абстрагироваться от реальности.

Жизнь регулировалась виной и стыдом.

Стыд подталкивал к тому, чтобы было “все как у людей”. Стремление уравнять всех до определенной “нормы” привело к тому, что стыдно было выделяться из массы.

Семья больше не была чем-то интимным.  Обманутая жена могла написать “куда следует” и мужа-изменщика тут же вызывали на собрание, созванное специально по данному поводу. И любовнице тоже доставлялось сполна. Коллектив, не снимая сапог, “заходил” в семейный кризис, как к себе домой.

Последствия войны откликались виной. За то, что ты выжил, а твой друг, сосед, близкий человек погиб. И тогда снова спасала водка. Она была анестетиком для души. Можно было хоть на некоторое время забыться и не чувствовать мучительную вину и боль. 

Как было не появиться культу мужчины, когда  после войны на всю деревню остался хромой старик да мальчишки неполовозрелого возраста? А жизнь шла своим чередом. Всю мужскую работу женщинам приходилось брать на себя. В мечтах грезилось о НЁМ, который придет и станет полегче.

Представляете, когда при таких условиях появлялся мужчина в доме? Это сразу делало женщину особенной. Ей завидовали.  Она же, в свою очередь, на все была готова, чтобы не лишиться привилегированного положения мужней жены. И даже когда пил и бил, лишиться его все равно было страшно. Мужчина при таких условиях был призом (нередко переходящим), за который боролись и достигали. Достигали по-своему, по женски- хитростями и уловками: борщом, рюмочкой, соблазнением. Впрочем, и по настоящее время мало что изменилось в конкурентной женской борьбе.

Вы можете возразить – при чем тут война, революция, коллективизация? Это было давно и не с нами!

Да, верно.

Однако невозможно игнорировать то, что без малого 100 лет коллективное ставилось выше индивидуального. 

Что мыслить разрешалось хором.

Что в маминых представлениях ребенок не мог иметь “каких-то там” чувств, а нуждался только в базовых потребностях: еде, одежде, отдыхеипр. И за это сложно осуждать – такая мама и свои-то чувства с трудом распознавала…. (ну не может мама привыкнуть, что надо стучать в дверь детской и ДОЖИДАТЬСЯ ответа – не было в ее жизни опыта уважительного отношения к детям! Как и двери в детскую, за неимением последней). 

Семья- это целая система. Когда речь идёт о связи поколений, передаче традиций, то подразумевается весь опыт, который был получен в этой семье на протяжении многих десятилетий. Этот опыт транслируется от родителей ребенку. Даже если он негативный.

Та самая прабабушка, которая не дождалась с войны дедушку живым и осталась одна поднимать 5 детей, будет транслировать своим потомкам этот страх – остаться одной.

Женщина, которую беременную бросил ее муж, будет транслировать своей дочке: “мужчины опасные, остерегайся их!”.

Девочка, которая совсем крохой видела, как папа бьёт маму, может принять решение вобще не рожать детей, чтобы темникогда не пришлось почувствовать то, что переживала в такие моменты она.

Внутри семьи есть целая сигнальная система. Она невербальная, но тем не менее, очень “говорящая”. В ней хранится все, даже то, о чем хочется забыть. Так появляются семейные ритуалы, мифы и тайны.

Именно поэтому при обращении к психологу сначала изучается то, в какой среде рос человек, что было принято и чего нельзя в конкретно его семье.

Что же делать, если созависимое поведение – наследственный сценарий? 

Обнаруживатьсебя, как единицу семейной системы, как отдельную личность. Распознавать себя. Разбираться, почему и для чего нужны те или иные действия и люди. 

Может, кота давно не обязательно привязывать….

байка про кота

В одном монастыре жил Учитель со своими учениками. Также, в то 

время жил кот на территории монастыря. Каждый вечер, когда Учитель со своими учениками начинали вечернюю медитацию, кот бегал вокруг и 

создавал много шума, отвлекающего медитирующих. Поэтому Учитель 

распорядился, чтобы на время вечерней практики кота привязывали на 

веревку неподалёку. Много лет спустя, когда учитель умер, кота 

по-прежнему продолжали привязывать на время занятий медитацией.

Когда, наконец, кот умер, в монастырь принесли другого кота, и его 

также привязывали во время занятий медитацией.

Многие века спустя, ученые потомки этого Учителя и его учеников 

написали научные трактаты о религиозной важности привязывания кота во время практики медитации.

Задумайтесь, насколько осмыслены ваши привычные действия?

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.