Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки”)

Если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир.

Виктор Франкл

    В настоящее время личностно-ориентированный подход находится в центре не только  психолого-педагогической науки , но и во главе современного образования в целом. Требования ФГОС акцентируют внимание на формировании развитой  личности, которая обладает широким набором социальных компетенций. На наш взгляд, первой  базовой ступенькой к личностному становлению , к «готовности и способности к нравственному самосовершенствованию,  к формированию адекватной самооценки, пониманию смысла своей жизни, к индивидуальному ответственному поведению» ведет формирование позитивного образа Я.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможна без учета личностных особенностей учащихся. Мерилом действий и поведения личности является образ Я, на что указывают исследования многих психологов (В.В. Столин, B.C. Мухина, Л. Маслоу, И.И. Чеснокова, 3. Фрейд, А. Адлер, B.C. Мерлин, К. Роджерс и др.). Изучение особенностей образа Я, его становления особо значимо в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс его формирования, что определяет особенности личности и поведения подростка.

Формирование позитивного образа Я, т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного образа Я может привести к деформации личности, что  часто выявляется у детей с девиантными реакциями и формами поведениями, поступающими в социально-реабилитационный центр. Неблагополучие семьи, ранние депривации, противоречивые родительские установки, педагогическая запущенность – все эти факторы влияния на формирования негативного образа Я обнаруживается при диагностической работе в социальном центре, но это тема отдельного специального изучения детей «группы риска».

     Сейчас особенно хотелось остановиться на образовательном проекте  для учащихся 1 – 8 классов «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе”, разработанным творческим коллективом  под руководством С.В.Кривцовой, который, по мнению ученых и практиков, что мы с уверенностью можем подтвердить, апробируя его в стенах нашего социально-реабилитационного центра  и одной из коломенских общеобразовательных школ,  является событием в современной психологии. Основные положения данной программы базируются на  теоретическом материале экзистенциальной психологии. Практическая значимость данной программы мы видим в том, что акцент делается на глубокое соотнесение с социумом, с жизнью, учет того, что трогает ребенка данного возраста в той или иной невыдуманной, узнаваемой ситуации его жизни. Что собой представляет ситуация, что чувствуют в ней сверстники ученика и он сам, что в подобной ситуации чувствуют взрослые люди, как можно обойтись с той или иной ситуацией и что из этого можно получиться. Соотнесение ситуации с жизнью – это показ ее значимости для человеческой жизни, чем бы человек в ней не занимался ( будь то взрослый или ребенок). Печаль и радость, друзья и потери, страхи и гнев, чужие вещи  и свои, я сам в своем отличии и сходстве с другими людьми – это вечные темы. Уважительное отношение к собственной жизни и такое же отношение к жизни другого, познаваемые через собственный опыт переживаний, – залог обретения человеческой жизнью смысла. Личностное развитие, таким образом, переходит на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей. Развивая социальные компетенции личности ребенка, мы развиваем, в частности, его эмоциональный интеллект, самосознание, что начинается с формирования  позитивного образа Я учащегося. Если в начальной школе в рамках данной программы  мы изучаем свои чувства, исследуем свою уникальность, находим различие и схожесть в себе и других, говорим о толерантности и др., то в 5 – 8 классах, соответствующих  подросткового возраста, мы все больше говорим с младшими подростками о том, «кто я?», тем самым формируем опыт самопознания, формируем у  детей способности позитивно воспринимать  самих себя и других, формируем самооценку и самоуважение. Образ Я рассматриваем, таким образом, как важнейшее структурное образование личности. Но рождение самости происходит не где-то, а в теснейшей бытийной связи человека с другими людьми. Человек не живет вне других людей, плохие или хорошие – они всегда присутствуют как его реальность, человек вне других – это пустая абстракция. Бытие-в-мире (по Кьеркегору) – это бытие-друг-с-другом. Возможность находить смыслы и чувствовать ценности наперед задана той сетью отношений, в которых человек себя обнаруживает. И, что особенно важно, – человек не безучастен к окружающим его людям. Человек в раннем младенчестве уже обнаруживает себя в паутине культур и традиций, но становление индивидуальностью связано с уровнем, лежащем вне культурно-исторического пласта, на горизонте межличностного бытия-вместе-с-другими, которое становится таким актуальным именно в подростковом возрасте. Только на этом фоне другого, других человек и может стать личностью.  родиться как самость. Стать самостью, личностью, можно как в сотрудничестве, так и в конфронтации с другими и  иногда собой.

      Становление самости разворачивается, по Кьеркегору,  в рамках мирского, бытийного и даже бытового существования человека. Все абстракции, в том числе и религиозные, относятся им к недействительному: становление личности осуществляется не в отношениях с Вечным Ты, а в плоскости бытия с обычными людьми. Коммуникативное воздействие на ребенка, чтобы оно затронуло его потенциальную персональность, имеет поводом нечто действительное из его, ребенка, обыденности: «вчера у брата был день рождения», «учительница обидела», «потерял деньги на проездной»… Действительное — это то, что на меня отказывает действие, вызывает чувства, заставляет как-то с этой реальностью обойтись. Личность укрепляется не в фантазиях и не в абстрактных разговорах, но на фоне решения простых обыденных задач.  Все остальные разговоры, даже разговоры о нравственности и о мировой литературе, только тогда смогут получить потенциал развивающих личность, когда ребенок сможет как-то соотнести их с чем-то действительным, когда он захочет спросить о чем-то своем в связи с темой. Если ничего в разговоре не затронет, то и усвоения не произойдет. Усвоение – акт, устанавливающий связь между становлением конкретной экзистенции и мыслимым содержанием сказанного и воспринятого, это – субъективность в действии. В усвоении случившееся соотносится с собственной жизнью так, что в этом отношении что-то требуется от меня, от моей самости. Когда я понимаю, что должен как-то отнестись, может быть, что-то решить, это усвоение. Сегодня мы, наверное, назвали бы усвоение экзистенциальным смыслом. который нам известен из работ Виктора Франкла. То, с чем человек не знает, что делать, как к этому относиться, не имеет смысла, не усваивается, потому что недействительно. Большая часть школьной программы, увы, до сегодняшнего дня грешила тем, что в сознании детей представлена была именно в разряде недействительного, надеемся, что реформа образования переведет знания в разряд действительного и важного. Мы понимаем, что сюда могли легко попасть и беседы с учеником психолога или воспитателя, если они оторваны от того, что  волнует именно этого ребенка.  Вслед за Кьеркегором, на теоретических основах которого и разработана программа « Жизненные навыки. Тренинговые занятия для младших подростков»  реабилитацию мы  начинаем и заканчиваем экзистенциальной реабилитацией отдельного индивидуума, развитием его способности понимать себя, видеть себя среди других, видеть себя в целом как человека своей эпохи. «Относиться к другим и себе по-человечески» – это и значит брать на себя ответственность, за то, что я  поступаю так, а не иначе. Обсуждая вместе с детьми на тренинговых занятиях и индивидуально конкретные ситуации, поступки и действия, волнующие младшего подростка вопросы  в контексте коммуникативной практики мы понимаем, что самость , персональность , образ Я, личность в целом может быть разбужена и вызвана к жизни . На занятиях мы пишем письма самим себе, адресуя их, в конечном счете, окружающему миру. Мы учимся смотреть на себя глазами других, находя опору в себе. Работаем над адекватной самооценкой, изучая свои сильные и слабые стороны, осознавая свою уникальность.

Литература:

  1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками(5-6класс)/ С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова,О.И.Еронова,Е.А.Пояркова;под ред.С.В. Кривцовой., – М: “Генезис”, 2011.
  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов и родителей. – М: Генезис, 1998 .
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  1. Жизненные навыки. Теория и технология развития и диагностики социальных и личностных компетенций учащихся 1-6 классов: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. Кн. 1. 1-й – 4 классы под ред. С. В. Кривцовой. – АСОУ,2010 .
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Кьеркегор,_Сёрен
  • источник: www.b17.ru




    0 Комментариев

    Комментарии

    Обсуждение закрыто.