Этюды о психотерапии. Часть 4. Осознание личной энергии или как я понимаю феноменологический подход

В этом тексте я буду часто упоминать слово феномен или феноменология, поэтому начать думаю с него же. Интересный феномен, что текст, который представляет для меня особую важность, я пишу очень медленно, хотя и думал, что будет наоборот. Вот так, в этом коротком фрагменте жизни отображается одна из основных идей феноменологического подхода, нелинейности логики человеческой жизни. Лично для меня оказывается, что чем важнее текст или какое-то событие, тем медленнее я к нему приближаюсь.

Как говорят иногда в сериалах, напомню коротко содержание «предыдущих серий». В этом тексте под названием «Этюды о психотерапии», я пытаюсь ответить на вопрос, «Чем я занимаюсь, когда говорю, что занимаюсь психотерапией?». Ибо, психотерапия у каждого немного своя, как у психотерапевта, так и у его клиентов. Каждый терапевт и каждый клиент, вкладывает в это понятие, какой-то свой смысл. При таком многообразии мнений, важно иметь персональные методологические ориентиры, которые могут быть поддержкой в большом количестве неопределённости профессии. Таким образом, разделив этот текст на части, я стараюсь обратиться, к методологическим, философским корням психотерапии.

Данную часть хочу посвятить таким понятиям, как человеческая энергия и феноменология, как философской основы психотерапии в целом и гештальт-терапии в частности.

Одним из важных фокусов моего внимания в жизни и терапии является человеческая энергия. Это неведомое явление, которое невозможно измерить. Точно не понятно, откуда она берется и куда девается. Наша энергия поддерживает в нас жизнь, заставляет работать все наши органы. Когда исчезает энергия, исчезает и жизнь внутри нас. Благодаря энергии, мы удовлетворяем наши потребности, справляемся с экзистенциальными данностями, поддерживаем контакт с окружающей средой. Энергия – это одна из данностей жизни. Наша энергия не логична, иррациональна, мы только со временем можем с ней знакомится, узнавать, распознавать, беречь, увеличивать, преобразовывать и т.д.

Психотерапия для меня – это как раз пространство исследования, осознания клиентами своей персональной энергии. Обнаружение того, как каждый клиент с ней обходится, во что преобразовывает, во что вкладывает, является одной из ключевых задач для меня. Говоря о своих проблемах, запросах, клиент для меня говорит о том, что не может преобразовать свою энергию таким образом, чтобы этот процесс делал его счастливым.

Таким образом, жизнь для меня во многом – это непрерывная череда форм преобразования энергии. Эти преобразования можно назвать одним словом – феномен. Феномены проявляются в «здесь и сейчас» контакта в целом и диалога в частности. Каждое слово, молчание, жест, поза тела, дыхание, темп речи, интонация, рассуждение, предложение, чувство, просьба, ее отсутствие, создание иллюзий и многое другое. Все это складывается в единое целое. И это единое целое становится макро-феноменом под названием – человеческая жизнь.

Осознание форм реализации энергии несёт за собой узнавание и распознавание своей истинной природы. Как говорил Арнольд Бейсер, только познав свою истинную природу можно куда развиваться [3]. Важно осознать и распознать себя, свою жизненную ситуацию. Звучит это всё довольно красиво, часто в рекламе психологических услуг это можно услышать или прочитать. Часто под этим имеют осознание своих потребностей, осознание своих чувств, телесных импульсов и т.д. Вместе с тем, в осознании себя, порой, приходится замечать не совсем приятную часть себя, а именно то, что потребности свои распознать в какой-то степени и не хочется, поскольку это может повлечь необходимость прилагать определенные усилия для их удовлетворения, а делать этого особо не хочется. Также, можно начать замечать, к примеру, что склонен к нарушению или размыванию границ, нарушаешь договоренности, эмоционально холоден, порой даже жесток, можно начать замечать страхи или печаль, которые долго блокировал и т.д.

Со всем этим «добром» приходится встречаться терапевту и аккуратно показывать реальность собственного бытия клиенту, чтобы он мог заметить самого себя, этим впечатлиться, а не пристыдиться или ужаснуться и как-то со своими особенностями мог дальше обходиться. Поэтому, нам, психотерапевтам, неизбежно приходится обнаруживать, порой не самые приятные способы обхождения с жизнью, это одна из причин, которая делает процесс терапии таким сложным и высокооплачиваемым. Таким образом, для обеспечения  процесса познания клиентом самого себя, нужен соответствующий метод. На мой взгляд, одним из наиболее подходящих методов для этого стала феноменология.

Феноменология, это философский метод познания реальности, а также философская и методологическая основа гештальт-терапии. Феноменология, не является некоторым отстраненным знанием, это философия познания, в которой необходим личный опыт, личное участие. Это философия уникальности, философия свободы или независимости [10]. Феноменология это широкое философское движение. Это «наука об истинных началах», об истоках. Ее метод, феноменологическое постижение сущности, освобождение от догматизма и всезнания. Этому методу нужно учиться, и практиковать, а не заучивать [2]. Феноменология – наука, которая рассматривает конкретное явление и пытается описать его по возможности с минимальными искажениями или толкованиями [1].

Феноменология, на мой взгляд, явилась одним из ключевых, переломных методов познания реальности, которая изменила ход не только философского мировоззрения, но и психологии, психиатрии, психотерапии и культуры в целом. Она одна из первых предложила не искать единую правду или истину о жизни, в результате которой происходили сильные споры, вплоть до войн, а пробовала обнаруживать множественность истин и правд, не стараясь сделать чью-то истину более истинной.

Если очень кратко определить, что такое феноменология – это описание опыта, который мы получаем в течение жизни, и выделение некоторой его структуры, чтобы затем понять, какой она имеет смысл [11]. Эдмунд Гуссерель (основоположник метода) обращал внимание на некую нелогичность жизни, что жизнь не поддается часто некой линейной логике, к примеру, наличие какой-то определенной вещи в жизни человека, может вызвать у разных людей разные переживания. В феноменологии важно описать процесс, а не конечный итог или предмет [10].

Речь о феноменологии идет тогда, когда происходит доскональное описание чего бы то ни было, в частности клиента. В центре внимания феноменолога: переживание, данное ему в непосредственном опыте, беспредпосылочное рассмотрение, открытие новых смыслов. Я знаю клиента только на основе слов, которые он мне говорит, все остальное, что я о нем думаю это мои иллюзии. Все, что дано нам, нужно воспринимать и описывать таким, каким оно дает описать себя, и только в тех рамках, каких оно дает себя [2].

Человек состоит из множества условных и безусловных рефлексов, которые проживаются на уровне автоматизма, формировались они во многом без учета наших пожеланий и воли, поэтому важно иметь возможность заметить их, заметить, как человек обращается со своей энергией жизни, во что ее воплощает. Мало кто обращает внимание, на то какие у него реакции появились, к примеру, в результате агрессии в детстве, на уровне тела. Как человек, допустим, зажимает живот или у него слегка приподымаются спина и плечи, не обращает внимание на свое напряжение или расслабление. Мало кто обращает внимание на то, как он переживает чувство страха, злости, печали, неопределенности, одиночества, стыда и т.д. Еще меньше обращают внимание на то, как это влияет на его жизнь, как много он в это энергии вкладывает, как это влияет на его отношения.

Выше я упоминал о философском движении, которое благодаря феноменологии, было если не изменено, то хотя бы дополнено. Вместе с этим я упоминал, что произошло дополнение культуры. Какую культуру мы сейчас пытаемся дополнить, говоря о феноменологии? На мой взгляд, педагогическую, медицинскую и корпоративную. Поясню, что имею в виду в данном случае. Вспомните, когда вы учились в школе, спрашивал ли вас когда-нибудь, кто-нибудь (допустим учитель), «что ты сейчас чувствуешь?». Причем задал вопрос не с целью пристыжения и его вопрос не звучал таким образом, «как же тебе не стыдно?» а, спрашивал для того чтобы действительно попробовать понять, что вы чувствуете, как вы чувствуете, как вы живете в целом. Я думаю вряд ли. Педагогика, скорее базируется на принципе задач, действий и оценок. Если кто-то из вас имел дело с врачами, задавал ли эти же вопросы ваш врач, когда у вас что-то болело? Они их задают чуть чаще, но глубокого исследования жизни не происходит. Скорее преследуется цель избавить от симптома, а не понять причины его появления. Такой же принцип идет в корпоративной, профессиональной среде, в которой ставятся планы, цели, стратегии, корпоративная мораль и т.д. Я сейчас эти примеры привожу не для того, чтобы обесценить педагогику, медицину и профессиональные организации, а для того, чтобы обратить внимание, на то, что они недостаточны для индивидуального комфортного бытия. Не достаточно убрать симптом, важно понять, как он организовался, а организовался он часто по причине соответствующей жизни и контакта со средой. Психотерапия как раз пришла в период обнаружения этого дефицита. Дефицита внимательного контакта и прислушивания к своей психической или душевной сфере, а также жизни в целом.

В феноменологии каждое действие в определенной степени представляет какую-то важность и ее важно назвать и обозначить, чтобы начать иметь с этим дело, а не избегать.

Благодаря феноменологии реализуется одна из базовых экзстенциальных потребностей описанных Эрихом Фроммом – потребность в идентичности [12], то есть в обнаружении того кто Я, какой Я, как Я проживаю свою жизнь. Это процессы обнаружения индивидуации в контакте. Думаю, для осознания своей идентичности, осознания самого себя, прекрасно подходят процедуры феноменологии.

Процедуры феноменологии:

  1. В основе феноменологического познания лежит феноменологическая редукция (от лат. reductio – отодвигать назад, возвращать) – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам, сведение сложного к более простому. То есть некое мыслительное разделение явления на феномены и вынесение за скобки их привычного статуса. Это процесс разделения общих фраз, на персональные феномены. Допустим, говорит клиент «мне больно», «мне тяжело», «я люблю», «я печалюсь», и в этом месте важно уточнить то, из чего состоит его боль, тяжесть, любовь и т.д. То есть, это процесс избегания самопонятностей. Уточняя самопонятность, мы расширяем свободу сознания, выглядываем наружу из «плена» наших суждений [13].

Феноменологическая редукция производится благодаря следующим процессам:

  • эпохе́ – принцип эпохе́ является одним из ключевых понятий феноменологии. Означающий удерживание, самообладание, воздержанием от предварительных суждений о мире. В случае с психотерапией, о внутреннем мире клиента;
  • горизонтализация – в основу этого принципа положен отказ от иерархизации событий и фактов в терапевтических отношениях. Важно не накладывать свои представления, мнения и ценности. Согласно горизонтализации, терапевт старается избегать получаемую от клиента информацию сквозь призму собственных представлений и ценностей, которые могут казаться более верными;
  • интуирование – «раскрой свои глаза», «смотри и слушай». Восприимчивое проникновение, концентрация и интуитивное схватывание феномена с целью достижения максимальной ясности и отчетливости видения;
  • описание – максимально полное обозначение феноменов, а не конструкция или воображение. Описание или так называемая рефлексия, происходит на уровне предметов и объектов жизни, повседневного опыта, действий, телесных реакций, мыслей и чувств.
  • Феноменологический анализ – процедура соотнесения различных сторон и компонентов феномена, с целью установления его инвариантной (неизменной) смысловой структуры.
  • Обнаружения смыслов. Смыслов персональных, индивидуальных у того или иного феномена, явления, жизненной ситуации в жизни конкретного человека.

Отдельное упоминание хотел бы уделить терминам, которые ввели феноменологи, которые внесли вклад в развитие психотерапии:

  1. Интенциональность. Этот термин означает направленность мышления. Мысль, она всегда о чем-то, куда-то направлена, то есть она выполняет какую-то функцию [4]. В связи с этим в контакте с клиентом важно исследовать, куда направлена его энергия в виде мысли или переживания. Помимо направленности мышления, интенциональность еще выполняет функцию достраивания реальности. На этой идее были основаны опыты гештальт-психологов, по роли восприятия, о том, как наше восприятие достраивает реальность.
  2. Интропсихичность – мы не можем до конца понять человека, его психика закрыта, и мы не можем сделать его объектом, как робот, его жизнь всегда в той или иной степени будет независима от остальных людей [10].

Процедуры и понятия феноменологии помогают лучше понять процессы психотерапии, целью которой является улучшение качества жизни клиента. Прежде чем, что-то улучшать, важно понять, кто хочет улучшать, какими феноменами наполнен он и его окружающая среда, какая у этих феноменов структура и смыслы. Как человек обходится со своей энергией, останавливает ли ее (если да, то для чего), либо наоборот слишком сильно расходует (если да, то для чего). Куда направлена его мысль. Зона сложности, часто оказывается зоной личного роста, которую не нужно убирать. Оказывается, к примеру, не стоит разводиться, стоит сначала прояснить отношения, чуть шире описать ситуацию сложившуюся; не стоит кого-то обвинять, стоит пока понять другого, что в нем не принимается и почему и т.д.

Одной из задач супервизии гештальт-терапевтов, я вижу в том, чтобы замечать, как, почему и для чего терапевт теряет феноменологическую позицию и занимает скорее экспертную, начиная интерпретировать, советовать, поучать, лечить и т.д. Во имя чего это произошло? Был ли в таком случае клиентом обнаружена его личная уникальность и авторство жизни? Было ли в этом развитие клиента? Какое усилие приложил клиент, чтобы процесс организовался именно таким?

Американский гештальт-терапевт, Гари Йонтеф еще в начале 80х говорил, «сейчас термин феноменология используется в смысле близком к слову “переживание”, что делает его, на мой взгляд, бесполезным. Воспринимаемый как отдельное направление, феноменологический подход в психотерапии означает такое участие терапевта, в котором он вовлечен в происходящее, впечатлен им, и очевидным образом, использует интерпретации очень редко и только для того, чтобы прояснить переживаемое сейчас. Это требует умения «выносить за скобки», оставлять убеждения о реальности и ее принципах и смотреть свежим взглядом каждый раз во время работы» [7]. За окном 2019й год, а размышления Гари, на мой взгляд, по сей день, очень актуальны. Хочется надеется, что этот текст внес чуть большее понимание, в то, что же такое феноменология и на сколько она прекрасна и важна для работы психотерапевта. Спасибо за внимание. Продолжение следует…

Список используемой литературы и интернет источников:

  1. Атаманчукова А.В. Жарлагон Л.О.//Феноменологический метод исследования. Сайт www.hse.ru;
  2. Бабин Сергей. Лекция/доклад, «Феноменологический подход в психотерапии». Сайт www.youtube.com, канал «Психотерапия в России»;
  3. Бейсер Арнольд // Парадоксальная теория изменений. Журнал Гештальт 2001. Пер. Моховиков Александр, сайт https://gestalt.ru/paradoksalnaya-teoriya-izmenenij/;
  4. Гаспарян Диана Эдиковна. «Феноменология Гуссерля и интенциональность». Сайт www.youtube.com, канал «Все о философии и для философии»;
  5. Гуссерль Эдмунд. Идеи феноменологии. / М. Из-во Гуманитарная академия. 2018 г. 320 стр.;
  6. Гуссерль Эдмунд. Логические исследования. / Редактор: Громов Роман Издательство: Академический проект, 2011 г. Серия: Философские технологии. 256 стр.;
  7. Йонтеф Гари. // Материалы симпозиума «Будущее гештальт-терапии» от 17 мая 1980 года. Сайт https://vitaliyeliseev.com;
  8. Калитеевская Елена, Супервизия практики. // Гештальт 2017, Сборник материалов Общества практикующих психологов “Гештальт-подход”. М., 2017. С. 6-23.;
  9. Коноров Федор, Андреева Евгения. «Что такое феноменология?». Сайт www.youtube.com, канал «Федор Коноров»;
  10. Мочанов Виктор. Феноменология Эдмунда Гуссерля. Сайт www.youtube.com, канал «Sinus»;
  11. Моховиков Александр. «Феноменология и гештальт-терапия». // Сайт https://gestaltobzor.wordpress.com;
  12. Федякшина А.Е. «Эрих Фромм об экзистенциальных потребностях человека», // Сумма философий, сайт http://elar.urfu.ru;
  13. Чернавин Георгий. «Само собой разумеющееся» в феноменологии. Сайт www.youtube.com, канал «ПостНаука».

Фото: Ольга Андриаш

Этюды о психотерапии. Часть 4. Осознание личной энергии или как я понимаю феноменологический подход

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.