Чего боятся ваши дети и что вы разучились видеть

Чего боятся ваши дети и что вы разучились видеть

Наверное, многие знают эту картину, написанную Сандро Дель-Прете, название которой переводится как «Послание Любви от Дельфинов». И действительно, если показать ее детям, они увидят играющих дельфинов. А вот взрослые при взгляде на картину вначале разглядят кое-что другое. И только потом, всмотревшись пристальнее, смогут различить дельфинов. Память детей еще не имеет образов из «взрослой жизни», и влюбленную пару они не замечают.

Зато они могут увидеть то, что не видят взрослые. Они дорисуют в воображении узоры на обоях и различат там сказочных зверей или людей. При взгляде на облака, они увидят летящую фею с развевающимся шлейфом, или представят, что это такая пушистая мягкая перина, на которой отдыхают жители неба.

Потом дети вырастут, и начнут видеть все так, как оно есть на самом деле. Но пока они еще маленькие, обязательно прислушайтесь к тому, что они рассказывают и попытайтесь тоже разглядеть это, вспомните себя в детстве. Ведь они могут дорисовать в воображении не только красивую сказку, а и что-то очень страшное.

Ваш ребенок плачет, и вы извелись, не понимая в чем дело, то ли животик болит, то ли режется новый зуб, он показывает вам на дерево, но вы не можете связать это с его плачем. А он видит в переплетении ветвей какое-нибудь чудовище или клубок змей. Вы наконец понимаете, что он пытается сказать на еще не совсем понятном языке, и успокаиваете его по-своему: «Да нет там никаких змей, ну что ты!» Вы их не видите, а он видит. Закройте глаза, попробуйте представить все так, как ваш ребенок… как вы бы видели, если бы были ребенком.

Для примера я приведу свою собственную историю, которая ну не то чтобы сильно испортила мне мое безоблачное детство, но тем не менее запомнилась на всю жизнь.

Я не знаю, откуда у нас появилась дома эта картина из соломки. По-моему, когда я родилась, она уже висела на стене у бабушки в квартире. Я была еще совсем крохой, когда начала ее бояться.

Есть в Варшаве памятник Шопену. Выражаясь языком википедии, это бронзовый литой памятник, изображающий фигуру композитора, восседающего под стилизованной мазовецкой ивой. Является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Варшавы. Памятник не только запечатлён на бесчисленных календарях, репродукциях, открытках, почтовых марках, но имеет также копии, из которых наиболее известная, в масштабе 1:1, расположена в Японии в Хамамацу. К сожалению, кто-то также однажды решил запечатлеть этот памятник в картине из соломки.

 

Может быть потому что сделана работа довольно грубо, а может, скульптуру вообще не стоило пытаться изобразить в таком виде прикладного искусства, но вместо мужчины, сидящего под ивой, моим глазам всегда представала кошмарная перекошенная рожа из соломки на черном фоне, с кривыми прорезями глаз, носа и рта. Она была похожа на уродливый череп с опухолью на шее. Причем, справа из этого черепа выдавалась еще одна физиономия, но в профиль, с выпяченной нижней челюстью. Был виден один прищуренный глаз и ядовитая ухмылка. Взрослые говорили, что это Шопен, знаменитый композитор. Мама играла на пианино его прекрасные полонезы и ноктюрны. И я, совсем малютка, недоумевала, как вот это жуткое чудовище, могло создавать такую красивую музыку. Но я принимала это как факт. Это – Шопен. Он вот такой.

 

Когда я подросла, и меня записали на занятия по фортепиано, уродливый портрет переехал в нашу московскую квартиру и поселился на стене моей комнаты, над пианино. Мне отовсюду было его хорошо видно. Я была уже постарше, и убеждала себя, что не стоит его бояться. Тем более мне наконец догадались показать фигурку самого Шопена, которую при длительном осмотре, действительно можно было там заметить. Его откинутая голова как раз находилась между первой и второй рожей. А опухоль на шее – это были его согнутые колени. Но как  ни старалась, я не могла воспринимать эту картину целостно, и хотя я и знала, что это не монстр, а всего лишь дерево, согнувшееся от ветра, перестать видеть страшилище у меня уже не получалось.

И конечно же, Шопен мне снился. Самый яркий сон был о том, как захожу я однажды в кухню, а над мойкой почему-то находится этот портрет, но не из соломки, а из гипса, и выпуклый череп сделан как слепок. Только у черепа была не кривая дыра вместо рта, а толстые губы, которыми он что-то шептал. Наверное, я сразу после этого проснулась от ужаса, потому что больше ничего не помню, но страшный гипсовый слепок я могла бы даже зарисовать и сейчас, а этому сну ведь уже больше тридцати лет.

Не помню, почему, но все-таки Шопена в итоге перевесили в родительскую спальню. Он до сих пор еще там висит. А мои стены теперь украшают собственные вышивки.

Как я потом узнала, родители так и не поняли за все мое детство, почему я так боялась этой картинки. Они думали, что я видела маленького пианиста, просто почему-то он меня пугал. И наконец, когда я выросла, то догадалась показать им эту рожу. Я объяснила, как и что я видела. Буквально обвела пальцами, обозначила глаза, нос и рот, и ехидный профиль. И когда мама с папой наконец увидели этот череп, они очень долго хохотали и жалели меня: бедный ребенок, как натерпелся! И снова хохотали, буквально до слез. А я думаю, практически любой ребенок увидел бы там рожу, а не человека под ивой.

Если бы мои родители или бабушка поняли, что именно меня пугает, они обязательно бы сняли картину со стены и запрятали куда подальше. И не было бы этих страшных снов и неприятных воспоминаний. Во мне они не оставили каких-то серьезных следов, кроме того что я могу теперь осветить эту трагикомичную ситуацию в книге, и которую обязательно кто-то сочтет забавной.

Но вдруг в вашем случае все намного серьезнее? И ребенку не просто страшно от того, что он видит, а еще и от того, что вы не понимаете его и не верите ему. Не чувствует ли он себя одиноким и беззащитным? Прислушайтесь к вашему ребенку. Чего он боится, что его беспокоит? Взгляните на мир его глазами. Уверена, у вас получится, ведь вы тоже когда-то это умели.

источник: www.b17.ru




0 Комментариев

Комментарии

Обсуждение закрыто.